<МЕТА> - Украина | КиноМета | Киноперсоны | Никита Михалков | Биография
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
КиноМета
Товары
Компании
#

Вход

Лента новостей
# #
Никита Михалков
добавить в любимые
Имя : 
Никита Михалков (Nikita Mikahlkov)
Дата рождения : 
21.10.1945
Место рождения : 
Россия - Москва и Московская обл. - Москва
Рост : 
1,87 м
Карьера : 
Жанры : 
БИОГРАФИЯ : 

Родился 21 октября 1945 года в Москве. Сама семья, в которой воспитывался Никита, словно бы и не оставляла ему иного выбора пути, как в искусство: его прадед – Василий Суриков, великий русский художник; дед – Петр Кончаловский, выдающийся мастер живописи, мать – Наталья Петровна Кончаловская, поэт, писатель; отец – Сергей Владимирович Михалков, поэт, писатель, автор текстов Государственных гимнов СССР и России; брат – Андрей Кончаловский, кинорежиссер. Так и случилось. И сегодня семейной традиции верны уже дети Никиты Михалкова – сын Степан от брака с актрисой Анастасией Вертинской, избравший карьеру режиссера; трое детей от второго брака с Татьяной Михалковой (возглавляет фонд «Русский силуэт», учрежденный для поддержки российских дизайнеров и производителей модной одежды): Анна, молодая актриса; Артем, студент режиссерского факультета ВГИКа; Надя, сыгравшая в «Утомленных солнцем» и готовящаяся ныне к еще более значительной роли (отец совместно с Глебом Панфиловым написал ее для фильма, продолжающего относящуюся к 1930-м годам историю, но уже во время Великой Отечественной войны).

В 1956–1959 годах Никита учился в музыкальной школе, занимался в театральной студии при Театре имени Станиславского. Впервые на киноэкране Михалков появился еще в школьные годы – он сыграл небольшие эпизоды в фильмах «Солнце светит всем» (режиссер К. Воинов, 1959), «Тучи над Борском» (режиссер В. Ордынский, 1961), «Приключения Кроша» (режиссер Г. Оганесян, 1962). Но первое по-настоящему серьезное соприкосновение юного Никиты с кинематографом произошло, когда он уже сдал экзамены на актерский факультет Щукинского училища: Георгий Данелия пригласил его на одну из главных ролей в фильм «Я шагаю по Москве» (1963), где Михалков воплотил светлый, обаятельный образ юноши, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне – своем и своей страны.

Затем были еще многие роли: танкиста Бородина в «Перекличке» Д. Храбровицкого (1965), старшего лейтенанта Ежова в «Песне о Маншук» М. Бегалина (1969), летчика Чухновского в «Красной палатке» М. Калатозова (1969), молодого князя в «Дворянском гнезде» А. Кончаловского (1969), ротмистра Минского в «Станционном смотрителе» С. Соловьева (1971). Каждая из них давала новый опыт, углубляла постижение граней актерского ремесла, а все вместе они подводили к необходимости перехода на следующую ступень овладения кинематографическим искусством – в режиссуру. С 4-го курса Щукинского училища Михалков ушел во ВГИК – на 2-й курс, в мастерскую замечательного мастера Михаила Ромма, выпускником которой уже был брат Никиты Андрей. Точнее, Никита не ушел, а попросту был изгнан за самовольные отлучки, связанные со съемками (руководство института не поощряло студентов к обретению самостоятельного опыта на киноплощадках), но все же успел «подпольно» поставить дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли.

Учась во ВГИКе, Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию, написанному с Евгением Стебловым, с котором они вместе снимались у Данелии. Дипломом Михалкова стал «Спокойный день в конце войны» (1970, по сценарию, написанному совместно с Рустамом Ибрагимбековым), показавший уверенное владение режиссерской профессией. Потом была воинская служба на Тихоокеанском флоте, и лишь в 1973-м молодой режиссер смог выйти на площадку своего первого «большого» фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (приз жюри на МКФ в Дели в 1975 году) по сценарию, написанному в соавторстве с Эдуардом Володарским. Острый вестерновый сюжет позволил молодому мастеру развернуть на экране блистательный парад режиссуры, включая и великолепную работу с актерами, и великолепную камеру Павла Лебешева.

Следующий фильм Михалкова – «Раба любви» (1975, «Золотой Козлотур» кинофестиваля в Тегеране и специальный приз жюри кинофестиваля «Молодое кино» в Йере, Франция) с Еленой Соловей, сыгравшей звезду русского дореволюционного кино, прототипом которой послужила Вера Холодная. Вновь великолепное чувство стиля, юмор, острота психологических характеристик, тончайшая палитра цвета, неожиданность режиссерских приемов.

Самая зрелая, глубокая, мастерская, психологически тонкая работа Михалкова этого периода – «Неоконченная пьеса для механического пианино» по незавершенной пьесе А.П. Чехова «Платонов». Картина завоевала множество фестивальных призов («Большая золотая раковина» на КФ в Сан-Себастьяне, 1977; «Золотая пластина» на МКФ в Чикаго, 1978; Гран-при Союза художников кино и ТВ на белградском МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ», 1978; «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, 1978). По сути, Михалков и его соавтор по сценарию Александр Адабашьян обогатили чеховское наследие еще одной пьесой, которую спустя годы (1987) сам же режиссер поставит в Италии на сцене «Teatro di Roma».

Фильм «Пять вечеров» (приз «Золотой щит Оксфорда», 1978; лучший иностранный фильм на экранах Польши и Болгарии, 1979; первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Малаге, 1982; лучший иностранный фильм по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981) по пьесе Александра Володина Михалков снял «вынужденно» – чтобы не распускать группу на двухмесячный перерыв между летней и зимней натурой, предусматривавшийся во время съемок «Обломова». Вместе с тем это работа глубоко не случайная для Михалкова, с прекрасными актерскими работами Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, по-володински тонкая, добрая, полная любви к своим, казалось бы, самым обыкновенным героям, людям, многое в жизни испытавшим и немногого добившимся.

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979; премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру, 1980; лучший иностранный фильм по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981; первая премия на XIII Международной неделе авторского фильма в Малаге, 1982), экранизация романа Гончарова с Олегом Табаковым в главной роли, не могла не стать пространством для выражения позиции режиссера в давнем споре «западников» и «славянофилов». Михалков здесь явно на стороне Обломова, а не Штольца. Не закрывая глаза на леность и бездеятельность Обломова, он в то же время акцентирует иные, главные для него стороны этого характера: его внутреннюю чистоту, цельность, органичное ощущение связи с родной землей.

Затем Михалков ставит комедию «Родня» (1981), вызвавшую суровое недовольство кинематографического руководства – режиссер позволил себе весьма критически показать растущую бездуховность советского общества. Фильму были навязаны многочисленные поправки, впрочем, не изменившие его сути.

Следующая работа Михалкова – камерная драма «Без свидетелей» (приз ФИПРЕССИ кинофестиваля в Москве, 1983; приз и диплом за режиссуру на ВКФ в Киеве, 1984; приз Испанской федерации киноклубов на МКФ в Вальядолиде, 1984) – стала для него нелегкой проверкой на режиссерское мастерство: все действие фильма происходит в скромном интерьере стандартной современной квартиры с участием всего двух актеров – Ирины Купченко и Михаила Ульянова.

К творчеству А.П. Чехова Михалков вновь обратился в фильме «Очи черные» (1987; специальный Почетный диплом на внеконкурсном показе на МКФ в Вальядолиде, 1987), сделав адаптированную версию «Дамы с собачкой» – с главным героем-итальянцем, роль которого авторами (Михалковым, Адабашьяном и Сузо Чекки Д‘Амико) была написана специально для Марчелло Мастрояни.

Большим художественным событием стал фильм «Урга» (1991; «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции, Гран-при на МКФ в Кельне, 1992; главная премия Европейской киноакадемии «Феликс» за лучший европейский фильм, 1993; номинация на «Оскара», 1993; приз «Ника»-92 за лучшую режиссуру, Государственная премия России). В картине противопоставляются естественные ценности жизни табунщика-монгола и обезличивающей современной цивилизации. Сценарий «Урги», как и последовавших затем «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника», был написан режиссером совместно с Ибрагимбековым.

В 1993 году Михалков снимает документальный фильм о своей дочери «Анна: от шести до восемнадцати» (1993; «Серебряный голубь» на МКФ в Лейпциге, 1994; приз «Золотой витязь» на МКФ в Тирасполе, 1994; диплом МКФ в Берлине, 1994).

В «Утомленных солнцем» (1994) Михалков, сам сыгравший в картине главную роль командарма Котова, воссоздал страшную атмосферу сталинских репрессий 1930-х годов. Фильм принес режиссеру первый для новой России «Оскар» за лучший иностранный фильм (1995), Государственную премию России; Гран-при жюри кинофестиваля в Канне; Гран-при «Янтарная пантера» на фестивале в Калининграде; приз прессы за лучший фильм России (1994).

Высокобюджетный фильм «Сибирский цирюльник» (1999), созданный в сложной ситуации развала российского кинематографа, показал его огромные потенциальные возможности, подлинный уровень профессионализма его мастеров. Режиссер остается верен своим фундаментальным принципам: в фильме вновь сталкиваются обезличивающая цивилизация Запада и мир ценностей, воспитанных русской культурой. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском кинофестивале, в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров.

Фильм снимался студией «ТРИ ТЭ», созданной Михалковым в 1988 году и ныне активно продюсирующей не только собственные работы режиссера, но и его коллег, мастеров игрового и документального кино. В числе наиболее значительных произведений этой студии – «Нежный возраст» Сергея Соловьева.

Кроме названных режиссерских работ Н. Михалков поставил фильмы «Автостоп» (1990), «Реквием Великой Победы» (1995, сорежиссер С. Мирошниченко), «Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи» (1996) и др. В настоящее время Н. Михалков приступил к съемкам масштабного фильма о Великой Отечественной войне «Утомленные солнцем-2» (продолжения «оскароносной» картины). Одновременно он работает над фильмом «12 разгневанных мужчин», который представляет собой римейк знаменитого фильма Сидни Люмета.

Все эти годы Михалков активно снимается как актер в фильмах: «Сибириада» А. Кончаловского (нефтяник Алексей Устюжанин; готовясь к этой роли, он осваивал профессию героя на настоящей буровой), «Портрет жены художника» А. Панкратова, «Собака Баскервилей» И. Масленникова (сэр Генри), «Жестокий романс» Э. Рязанова (Паратов) и его же «Вокзал для двоих», «Инспектор ГАИ» Э.Уразбаева (Начальник станции ТО), «Полеты во сне и наяву» Р. Балаяна, «Униженные и оскорбленные» А. Эшпая (князь Валковский), гоголевский «Ревизор» С. Газарова (Городничий) и других, а также в собственных фильмах: «Свой среди чужих...» (атаман Брылов), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (доктор Трелецкий), «Родня» (Официант), «Утомленные солнцем» (Котов), «Сибирский цирюльник» (Александр III), «Статский советник» (князь Пожарский – премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль»).

Михалков не раз выступал и как автор сценариев фильмов, поставленных другими режиссерами: «Ненависть» (в соавторстве с Э. Володарским), «Транссибирский экспресс» (в соавторстве с А. Адабашьяном, режиссер Э. Уразбаев; Государственная премия Казахской ССР, премия Ленинского комсомола); «Одинокий охотник» (в соавторстве с А. Адабашьяном и В. Мережко).

В 1995 году на канале Общественного Российского телевидения прошла полная ретроспектива фильмов режиссера.

Михалков преподает во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах, проводит мастер-классы в России и за рубежом. Ведет активную общественную деятельность: с 1993 года он возглавляет Российский фонд культуры, с 1998 – Союз кинематографистов России. Он член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, представитель России в Европейской киноакадемии, академик Национальной академии

кинемато-графических искусств и наук России, действительный член Академии гуманитарных наук, член президиума Всемирного русского собора, сопредседатель Совета Российского земского движения. Он не раз выступал участником и организатором благотворительных акций, направленных на возрождение России, памятников ее культуры, Русской Православной Церкви и ее святынь. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Преподобного Сергия Радонежского I степени; кавалер французского ордена Почетного легиона в области литературы и искусства и командор ордена Почетного легиона «За вклад в мировую культуру».

Н.С. Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры: «Золотой Голем» (1995, Прага), Гран-при Америки на МКФ в Монреале (1996), «За вклад в кино» на МКФ «Балтийская жемчужина» (1996, Юрмала), «За вклад в развитие культуры» на Международном экономическом форуме в Давосе (1996, Швейцария), «Человек года-95» по рейтингу Русского биографического института. Н.С. Михалков назван лучшим актером 1984 года по опросу читателей журнала «Советский экран».

Творчество и общественная деятельность Н.С. Михалкова вызывают не только похвалы и восторги, но нередко и критические, и даже ожесточенные нападки. Сам режиссер в таких случаях считает необходимым следовать толстовскому завету: «Делай что должно, и пусть будет, что будет».

Живет и работает в Москве.

Комментарии :
Текст сообщения:
Укажите число:
#

В этот день родились

Популярное

Загрузка...
Поиск:
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2019 <META> Все права защищены